Литвинец Е.Ю.
старение населения как фактор
экономической нагрузки на общество
(на примере свердловской области в 1980-е гг.)
Возрастная структура населения большинства субъектов РСФСР в 1980-е годы характеризовалась ростом демографической нагрузки на трудовые ресурсы дорабочими и послерабочими возрастами. Это было вызвано, прежде всего, динамикой постарения населения, а также увеличением рождаемости в данный период.
В своем докладе «Медико-экологические проблемы сохранения и воспроизводства трудового потенциала» Научный Совет по проблемам биосферы при президиуме АН СССР выделял «демографическое постарение» населения как основную проблему в динамике популяционных процессов страны. Под ним он понимал абсолютный или относительный рост числа лиц в возрасте 60 лет и старше, отмечая неблагоприятное соотношение численности входящих в рабочий возраст и выходящих из него: «в XII пятилетке в РСФСР на 9319 тысяч человек, входящих в рабочий возраст, приходится 10940 тысяч человек, выходящих из рабочего возраста (на 17 % больше)»1.
Польский демограф Э. Россет предложил считать население молодым при условии, что доля лиц в возрасте старше 60 лет не превышает 8 %, преддверием старения считать ситуацию, при которой доля пожилых людей составляет 8-10 %, старением населения – если эта доля достигает 10-12 % и демографической старостью, если доля пожилых превышает 12 %2. Исходя из этого, Свердловская область пребывала в границах демографической молодости практически до Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Известно, что всеобщая имперская перепись 1897 г. уже обнаруживает на всей территории Урала признаки перехода к следующему этапу демографического перехода, а это, в свою очередь, означает, что годы революции, разрухи, голода и выхода из кризиса в определенной мере затормозили процесс демографического перехода практически на три десятилетия. Пределов «собственно старения» Свердловская область, как и весь Урал, достигла в 1970-х гг., а перепись 1979 г. отразила факт нарастания демографической старости, интенсивно идущей в женской части популяции области уже с начала 70-х годов. До этого времени удельный вес детей и подростков в регионе был выше 30 %, а доля старших возрастных групп колебалась в пределах 7-8 % общей численности населения3.
Мера старости населения может измеряться различными коэффициентами. Первый - отношение численности старых людей ко всему населению. В соответствии с этим удельный вес лиц старше трудоспособного возраста в области составил в 1989 г. 18,5 %. Используется также другой коэффициент – доля детей во всем населении. Считают, что чем шире основание возрастной пирамиды, за счет большей доли детей, тем меньше доля стариков. Правда, если рассматривать оба коэффициента раздельно, можно прийти к совершенно противоположным выводам, в чем можно убедиться, если привести данные по вкладу детей и лиц старше трудоспособного возраста в общую численность населения области: удельный вес детей вырос в 1979 - 1989 гг. с 22,8 до 24,6 %, а лиц старше трудоспособного возраста – с 15,4 до 18,5 %. Таким образом, если судить по удельному весу в населении области детей, то население молодеет, а по второму коэффициенту – стареет. Ученые предпочитают оценивать старение населения по удельному весу лиц пенсионного возраста, что оправдывается непрерывным ростом этого показателя, начиная с переписи 1959 г.4.
Для оценки степени демографической старости населения используют специальные шкалы. Если в качестве критерия старости используется возраст 65 лет, то применяется шкала демографического старения ООН. Согласно ей, население с долей лиц в возрасте 65 лет и старше, меньшей 4%, считается молодым, если эта доля меньше 7%, то население находится на пороге старости, а если она равна 7% и более, то население считается старым. Если в качестве критерия используется возраст 60 лет, то применяется шкала Ж. Боже-Гарнье - Э. Россета: 12-14 % - начальный уровень демографической старости; 14-16 % - средний; 16-18 % - высокий; 18 % и выше – очень высокий уровень постарения населения5.
Учитывая, что в России традиционно применяется второй критерий, будет правильнее воспользоваться второй шкалой. Тогда получается, что за период 1979-1989 гг. Свердловская область совершила переход к очень высокому уровню демографической старости.
Сокращение контингента лиц трудоспособного возраста вызывало обеспокоенность властей. Как отмечалось в одном из документов Совета Министров РСФСР, «сокращение прироста трудовых ресурсов повышает значение дальнейшего ускоренного роста производительности труда, обеспечения прироста продукции за счет улучшения использования имеющегося производственного потенциала»6. Госплан РСФСР на основе данных ЦСУ РСФСР о предположительной численности населения в трудоспособном возрасте в 1980-1990-е гг., предложил следующие мероприятия, которые помогли бы решить проблему трудовых ресурсов в стране: усиление трудовой нагрузки на рабочих; повышение уровня механизации труда; совершенствование организации производства и труда; улучшение нормирования труда и сокращение численности работников аппарата хозяйственного управления7.
На XXVII съезде КПСС была поставлена задача значительного сокращения ручного труда, в перспективе - ликвидации монотонного, тяжелого физического и малоквалифицированного труда, обеспечения санитарно-гигиенических условий и совершенной техники безопасности, устраняющих производственный травматизм и профессиональные заболевания. Такая практика должна была в перспективе привести к сокращению рабочего дня, увеличению продолжительности отпусков8.
Естественно, что последний момент был лишь декларацией, истинная причина таких мероприятий – осознание уменьшения трудовых ресурсов. В решении Президиума Совета Министров СССР от 4 февраля 1981 г. поясняется, что «в условиях складывающейся демографической ситуации осуществление задач повышения эффективности общественного производства, динамичного и сбалансированного развития народного хозяйства… может быть обеспечено только на основе коренного улучшения использования трудовых ресурсов и значительного увеличения производительности труда»9.
Согласно данным текущего учета, численность пенсионеров по области в 1980 г. составляла 835237 человек, а в 1986 г. – уже 101136010. Советское государство, по сути своей являющееся социальным, могло позволить себе развитую систему социального обеспечения. Как отмечал в своем докладе на XXVI съезде КПСС Л.И. Брежнев, за 70-е годы число пенсионеров в стране увеличилось с 40 до 49 миллионов человек. Только на выплаты пенсий и пособий шло ежегодно более 43 миллиардов рублей11. С одной стороны, государство развернуло политику по улучшению положения детей (среди основных направлений социальной политики называлось развитие сети и улучшение работы детских садов и яслей, школ с продленным днем, пионерских лагерей и других детских учреждений), с другой стороны, были поставлены задачи:
- повысить минимальные размеры пенсий по возрасту и инвалидности рабочим, служащим и колхозникам, а также пенсии в случае потери кормильца;
- предусмотреть дальнейшее выравнивание условий социального обеспечения колхозников и работников государственных предприятий;
- обеспечить постепенное приближение размеров ранее назначенных пенсий к уровню пенсий, назначаемых для работников аналогичной профессии и квалификации;
- осуществить меры по значительному улучшению условий жизни участников Великой Отечественной войны и семей погибших воинов, больше заботы проявлять о ветеранах труда;
- увеличить количество домов-интернатов для пенсионеров, повысить уровень благоустройства и социально-бытового обслуживания в них.
Наконец, была поставлена задача, которая смогла бы хоть отчасти решить проблему трудонедостаточности страны. Речь шла о привлечении к трудовой деятельности ветеранов, в частности, в сфере обслуживания12. О том же говорилось на XXVII съезде партии: «Очевидно, в центре и на местах, по линии государственных и общественных организаций нужно принять дополнительные меры, которые помогут ветеранам активнее участвовать в хозяйственной и общественно-политической жизни. Ведь речь идет о более чем 50 миллионах советских людей»13. Создание такой структуры как Всесоюзная общественная организация ветеранов войны и труда рассматривалось как способ приобщения пенсионеров к общественно-политическим делам и, прежде всего, к воспитанию подрастающих поколений. Отмечалось, что хорошие бы перспективы имела трудовая деятельность пенсионеров – как на кооперативной, так и на личной, семейной основе: в сфере услуг, торговли, производства товаров народного потребления и сельскохозяйственной продукции. Новая организация должна была оказать помощь в улучшении бытового и медицинского обслуживания пенсионеров, в налаживании их досуга14.
Думается, вся эта политика исходила не только из перспектив сокращения трудовых ресурсов, но и была связана с представлениями о социальном государстве, а также с тем, что советское общество – это общество людей труда.
Обращение к экономической структуре населения по возрасту не оставляет сомнений в интенсивности постарения населения Свердловской области. Показатель демографической нагрузки (обобщенная количественная характеристика возрастной структуры населения, показывающая нагрузку на общество непроизводительным населением) в 1979-1989 гг. во многом диктуется динамикой старения населения (см. табл. 1).
Таблица 1
Демографическая нагрузка трудоспособного населения
Свердловской области дорабочими и послерабочими возрастными группами,
на 100 человек в рабочем возрасте (в %)
Годы |
Детей |
Пожилых |
Детей и пожилых |
||||||
Город |
Село |
Всего |
Город |
Село |
Всего |
Город |
Село |
Всего |
|
1979 |
35 |
46 |
37 |
23 |
35 |
25 |
59 |
91 |
62 |
1989 |
42 |
52 |
43 |
31 |
41 |
32 |
73 |
92 |
76 |
___________
Источник: Мокеров И.П., Каменная С.П., Матафонова Т.Л. Население Свердловской области. Екатеринбург, 1994. С. 12.
Как видно, суммарный коэффициент нагрузки в 1979-1989 гг. вырос значительно, причем в городе – больше, чем на селе. Обращает на себя внимание тот факт, что этот рост происходил как за счет пожилых людей, так и за счет детского населения (в связи с повышением уровня рождаемости).
Сравнение с другими уральскими областями позволяет выявить причины региональных и районных различий в процессе старения населения (см. табл. 2). Так, отчетливо заметно, что наиболее «детные» районы имеют и более молодую структуру населения, хотя и здесь постарение стремительно нарастает. В 1989 г. средний возраст жителя Башкирии составил 33,4 года. В Курганской области доля послерабочих возрастных групп была равна 19,1 %. Наиболее высокие уровни постарения населения наблюдались в сельских, агропромышленных районах, а также по всей территории старого горнозаводского комплекса Урала. Показатели Свердловской области выглядят средними, если сравнивать их с общероссийскими.
Таблица 2
Пропорции экономической структуры населения
РСФСР и Урала в 1989 г., %
|
Возрастные группы населения |
||
Дорабочие |
Рабочие |
Послерабочие |
|
РСФСР |
24,5 |
57,0 |
18,5 |
Урал |
25,7 |
56,6 |
17,7 |
Курганская область |
25,7 |
55,2 |
19,1 |
Оренбургская область |
26,7 |
56,1 |
17,2 |
Пермская область |
25,4 |
55,5 |
17,4 |
Свердловская область |
24,6 |
56,9 |
18,4 |
Башкортостан |
26,7 |
56,0 |
17,3 |
Удмуртия |
27,3 |
56,6 |
16,1 |
___________
Источник: Население Урала. XX век. История демографического развития/А.И. Кузьмин, А.Г. Оруджиева, Г.Е. Корнилов и др. Екатеринбург, 1996. С. 96-97.
В документе Госплана РСФСР «О мерах по обеспечению народного хозяйства РСФСР рабочей силой в 1981 – 1985 гг.», обращается внимание на проблему неравномерности распределения трудовых ресурсов на территории республики15. Особенно это касалось сельского хозяйства. В другом отчете организации, посвященном сохранению и воспроизводству трудовых ресурсов, среди трудоизбыточных районов РСФСР называются Волго-Вятский, Юго-Западный экономические районы, тогда как Северо-Западный район, Урал, Западная Сибирь и Дальний Восток относятся к трудонедостаточным. При этом в первой группе «валовая продукция на одного колхозника составляла 1600 рублей, а во второй группе – 2470 рублей, т.е. производительность труда сельского населения трудонедостаточных районов выше на 55 %, что свидетельствует о неравномерной загрузке трудового потенциала отдельных регионов»16.
Государством были предусмотрены меры по межотраслевому и межрайонному перераспределению рабочей силы в РСФСР. Главной среди них был организованный набор в республику. В упомянутом документе «О мерах по обеспечению народного хозяйства РСФСР рабочей силой в 1981 – 1985 гг.» предполагалось за пятилетку организовать набор на территории республики до 300-400 тыс. рабочих, в том числе для восточных районов и Нечерноземной зоны РСФСР. Кроме того, было намечено увеличение направления рабочих в порядке организованного набора в РСФСР из других республик до 426 тыс. человек17.
Что касается сельского хозяйства, то «для трудонедостаточных колхозов и совхозов намечено плановое переселение из других районов РСФСР и в порядке внутриобластного переселения 30-40 тыс. семей, в составе которых может быть 60-80 тыс. трудоспособных лиц»18. Другим источником переселенцев в колхозы и совхозы РСФСР были союзные республики (до 36,7 тыс. семей)19.
Еще одно средство для решения проблемы трудонедостаточности села - закрепление в сельскохозяйственном производстве сельской учащейся молодежи. Как сообщал Госплану РСФСР Отдел высшего, среднего и профессионально-технического образования (1979 год), «в настоящее время до 40 % выпускников 8-х классов сельских школ продолжает образование в городских учебных заведениях, не связанных с сельскохозяйственным производством. Как правило, это приводит к значительному оттоку молодежи из сельской местности»20.
В соответствии с Протоколом заседания Президиума Совета министров РСФСР (1979год) было предусмотрено направить в сельскую местность выпускников профессионально-технических училищ, рабочих по организованному набору, переселению, трудоустройству населения и молодежи, оканчивающей средние общеобразовательные школы в 1979 году. «Из общего количества рабочих, которых сельское хозяйство и строительные организации получат в 1979-1980 гг. за счет выпуска профессионально-технических училищ и организованного набора, 20 тыс. чел. (6 %) будет направлено в Нечерноземную зону из других автономных республик, краев и областей РСФСР. Основное количество рабочих будет направлено из местных профтехучилищ и по организованному набору из этих городов и рабочих поселков в этой зоне»21.
Таким образом, оргнабор рабочих был, пожалуй, самым действенным средством решения проблемы трудовых ресурсов в отдельных районах страны. Причины демографического старения в недемографической литературе трактуются чаще всего как следствие роста продолжительности жизни. Нередко журналисты, затрагивающие в той или иной связи процесс старения населения, даже забывают упомянуть про рост средней продолжительности жизни, а прямо говорят, что рост доли пожилого населения является ярким свидетельством социального прогресса и улучшения условий жизни. Однако рост продолжительности жизни может способствовать старению населения только в том случае, если он происходит в старших возрастных группах населения, т.е. в возрастах старше 60 лет. В большинстве стран, в том числе в РСФСР, рост средней продолжительности жизни на всем протяжении ее эволюции происходил в основном лишь за счет снижения смертности в младших и средних возрастных группах, в то время как в старших возрастах смертность снижалась мало, медленнее или вовсе не снизилась за весь XX век. Как раз в Российской Федерации средняя продолжительность жизни населения в возрасте 60 лет и старше на протяжении XX века сократилась, а не возросла. И таким образом, ее динамика скорее тормозила демографическое старение населения, чем ускоряла22.
В связи с этим, можно выделить два типа старения населения: старение снизу, которое является результатом снижения рождаемости и старение сверху, которое является результатом увеличения средней продолжительности предстоящей жизни, уменьшения смертности в старших возрастах в условиях низкой рождаемости.
Учитывая теорию демографического перехода, можно утверждать, что изначально население старело за счет снижения рождаемости (старение снизу). Рост продолжительности жизни, происходивший в развитых странах мира в первой половине XX века, практически не имел отношения к старению населения, поскольку был в те годы обусловлен почти исключительно снижением младенческой смертности, которое могло вызвать не столько «старение», сколько «омоложение» населения. В дальнейшем в развитых странах Запада и Японии ситуация изменилась: рождаемость стала низкой, а благодаря достижениям медицины смертность в пожилых возрастах снизилась (старение сверху)23.
В РСФСР ситуация была совершенно иной: население продолжало стареть снизу, т.к. рождаемость по-прежнему снижалась (несмотря на незначительные колебания в 1980-е годы), а смертность в старших возрастах практически не уменьшалась. И хотя в здесь процесс старения начался позже, он происходил гораздо медленнее, чем в странах Европы24.
В региональном разрезе можно говорить и о другой типологии постарения населения. В частности, стоит выделять также урбаническое и аграрное старение. В одном случае, постарение населения выступает результатом перехода к малодетности, в другом – наслаиваются процессы миграции, «вымывая» прежде всего в города подростковые и рабочие возраста. Сельское население области в 1980-е гг. было значительно старше городского, вопреки тому, что уровень рождаемости сельского населения выше, чем городского. И, следовательно, молодежи на селе, казалось бы, должно быть больше, чем в городе. Однако на деле все наоборот, и это – результат миграции молодежи из деревни в город.
Таким образом, старение населения вызвано взаимодействием различных факторов: длительных демографических изменений, сдвигов в характере воспроизводства населения, в рождаемости и смертности и их соотношении, а также, частично, в миграции. Какие экономические и социальные последствия имеет этот процесс? Проблема нагрузки населения области элементами еще или уже непроизводительными серьезно интересует экономистов и политиков: население в производительном возрасте не может уклониться от несения затрат на содержание нетрудоспособных элементов. Советское общество провозглашало, что ему не безразлична судьба непроизводительных элементов: тот, кто не может сам себя прокормить, имеет право на помощь со стороны всего общества. Экономические показатели нагрузки определяют сумму расходов, которое несет государство на содержание нетрудоспособных элементов. Демографы, занимающиеся этой проблемой, сходятся на том, что затраты на «стариков» в настоящее время значительно превышают потребности детей, в смысле их удовлетворения25.
Контуры проблемы выглядят следующим образом. Во-первых, увеличивается доля пенсионеров по возрасту. На пенсионные фонды ложится непомерное бремя расходов на выплату пенсий, ибо сокращается удельный вес работоспособного населения, делающего взносы в эти фонды.
Во-вторых, увеличение доли пожилых людей ставит перед обществом задачу организации ухода за ними, тем более что удельный вес лиц старше 80 лет растет быстрее, чем доля пожилых людей в целом. Процесс «старения пожилых» особенно существенен для государственных органов, разрабатывающих социальную политику, служб, призванных помогать беспомощным старикам.
В-третьих, медицинское обслуживание пожилых, потребность в котором по мере старения, естественно, возрастает. Медицинское обслуживание требует дополнительных средств, расширения сети медицинских, геронтологических учреждений, качественной перестройки системы здравоохранения.
В-четвертых, занятость пожилого населения, обеспечение работой «молодых пожилых», желающих работать. Это сложная проблема, поскольку рабочих мест не хватает.
ПРИМЕЧАНИЯ
Сведения об авторе доклада
Тема доклада: Старение населения как фактор экономической нагрузки на общество (на примере Свердловской области в 1980-е гг.)
Ф.И.О.: Литвинец Елена Юрьевна
Должность: аспирантка исторического факультета Уральского Государственного Университета им. А.М. Горького
Домашний адрес: 620144, г. Екатеринбург, ул. Шейнкмана 134, кв. 3.
Телефон: (343) 212-95-40 (дом.)
Электронная почта: woodstock@list.ru